Колонки Stratege
[Колонка] Новые реалии игрового рынка в России: рассуждения и попытка заглянуть в будущее
vio-deni
317
Прошло семь месяцев с тех пор, как жизнь каждого жителя России в той или иной степени изменилась. Изменения эти затронули все сферы и отрасли. Не обошли они стороной и наше любимое хобби – видеоигры. Семь месяцев назад крупнейшие западные компании объявили об уходе с отечественного рынка. Официальные поставки консолей, аксессуаров и коробочных версий игр прекратились. Пластиковые карты и цифровые магазины перестали работать, как раньше. Столь радикальных изменений на игровом рынке нашей страны не было, пожалуй, уже очень давно. А возможно, и вообще никогда. В этом материале мы решили порассуждать о новых реалиях игрового рынка России, проанализировать сложившуюся ситуацию и попытаться осторожно заглянуть в будущее. Сразу отметим, что мы не собираемся искать правых и виноватых, кого-то осуждать или критиковать. Мы имеем дело с вполне конкретной ситуацией, повлиять на которую в значительной степени не способны. Мнение, изложенное в статье, носит исключительно субъективный характер.

Стали ли игры менее доступными?

Однозначно да. Приобрести игры так же просто, как раньше, уже не получится. Речь не только про цифровые площадки, но и про физические копии. С цифровыми магазинами вроде как всё понятно. Да, существует возможность приобретать цифровые версии игр в магазинах других регионов, и многие именно так поступают. Однако сам процесс покупки стал куда сложнее и муторнее. Теперь, чтобы купить игру, недостаточно просто зайти в PS Store, Xbox Store или Nintendo eShop своего региона, нажать кнопку «Купить» и оплатить своей картой. Требуются дополнительные манипуляции и иногда танцы с бубном.


С дисковыми версиями тоже не всё однозначно. Первое время взлетевший курс доллара и поломанная логистика привели к взрывному росту цен на физические копии. Сейчас, когда ситуация более-менее стабилизировалась, можно взглянуть на рынок хладнокровно. Что мы видим? Официальных поставок нет, но по параллельному импорту завозят некоторые, особо крупные и резонансные релизы. Ассортимент резко сократился, но активизировались посредники и барыги, готовые с наценкой достать практически любую игру. Самостоятельно заказывать тоже можно, но из зарубежных магазинов российские карты принимают разве что на AliExpress. Выбор на «Али» ограничен, есть риск получить китайскую версию игры на китайском языке или помятую/поломанную коробку. Впрочем, покупателей это не останавливает. Российские игроки AliExpress активно используют, особенно для покупки игр на Switch.


В сегменте PC-игр ситуация не лучше. Только в Epic Games Store сохранилась возможность оплачивать напрямую картой или через другие платёжные системы, однако практически все крупные издатели запретили продавать свои игры в России, поэтому купить их не выйдет. Похожая ситуация в Steam, только там еще и способов оплаты прямых нет, работает лишь пополнение кошелька через Qiwi или WebMoney. Также доступна возможность приобретения цифровых кодов активации игр, но и с ними есть ряд проблем. Многие издатели закрывают возможность активации подобных кодов в России, причем это относится даже к выпущенным ранее играм. Картина тут вырисовывается совсем грустная, не правда ли? С другой стороны, российская площадка VK Play приобретает шансы завоевать внимание аудитории. Там даже в Genshin Impact можно играть через облако, а зимой состоится релиз приключенческого шутера Atomic Heart. Набор игр скромный, но и сервис полноценно запустили буквально вчера.

Стали ли мы меньше играть?

Вопрос, на который каждый ответит по-разному. Исходя из личных наблюдений, я бы сказал, что да. Глядя на своих друзей и знакомых, я понимаю, что далеко не все нашли подходящее решение в новых реалиях. Некоторые игроки самостоятельно освоили всевозможные способы пополнения кошельков в других регионах, кто-то решил не заморачиваться и обратился к помощи посредников. Но всё это относится скорее к так называемой кор-аудитории. Казуальная аудитория, а также простые игроки, для которых игры всегда были лишь приятным развлечением после рабочего дня, нашли более доступные варианты, пускай не совсем легальные, или предпочли играм другое хобби. Да что там говорить, даже в нашей редакции играть стали заметно меньше. По разным причинам. Однако всё это является прямым следствием невозможности так же просто и быстро, как раньше, покупать игры.


Развлечения – это, прежде всего, доступность и удобство. Удобство покупать то, что нравится, и тратить деньги приятно и быстро. Когда для того, чтобы приобрести игру, приходится читать многостраничные гайды и тратить уйму времени и нервов на поиски рабочего метода пополнения кошелька в другом регионе, смысл развлечения теряется. Многие игроки предпочитают физические версии игр, а их доступность тоже резко сократилась. В привычных магазинах на полках скудный набор мейнстримных проектов, а заказы из-за границы приходится ждать месяцами. Немало и тех, кто ушёл на PC, ведь игры там можно запускать нелегально. Мы в редакции всегда выступали и продолжаем выступать против пиратства, однако подчеркиваем, что это личное дело каждого. Когда издатели запрещают реализацию своих игр в России, то даже человек, готовый за них заплатить, не в состоянии это сделать. Как ему поступить в этом случае? Перестать играть или скачать с торрента пиратскую версию? Каждый сам решает, какой выбор сделать.

Всплеск интереса к ретро-консолям и физическим версиям игр

Весной и летом этого года многие магазины и маркетплейсы сообщали о резком всплеске интереса к ретро-консолям. Интернет-магазин Ozon предоставил данные, согласно которым в июне ретро-консоли покупали на 58% чаще, чем за аналогичный период прошлого года. Популярностью пользуются различные вариации Dendy, Sega, Gameboy, а также игровые устройства Magistr и Game Box с HDMI-выходом. Рост продаж отметили также в сетях «М.Видео – Эльдорадо». Там подобные устройства приобретали в июне на 9% чаще, чем в прошлом году. Площадка Wildberries сообщала, что продажи тамагочи за первое полугодие 2022 года выросли в 4,3 раза, а тетрисов – на 54% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. Знакомый, работающий в DNS, тоже поделился наблюдением, что заказывать ретро-консоли стали значительно чаще, чем раньше. Понятно, что подобные игровые устройства покупают в основном детям, но это тоже значительная часть аудитории, которая определяет направление игровых трендов. И если раньше родители могли купить своим чадам Switch или другую консоль, то проблемы с приобретением игр в российских цифровых магазинах явно оттолкнули значительную часть потенциальных покупателей. Цены у ретро-консолей тоже более чем доступные, и это тоже несомненно влияет на спрос.


На фоне этого возросший интерес к физическим версиям игр выглядит ещё более предсказуемым. За 8 месяцев 2022 года рынок коробочных игр для консолей и PC показал количественный рост порядка 10%, а его объем составил около 1,1 млн шт., заявили представители «М.Видео – Эльдорадо». На площадках Wildberries и Ozon аналогично отметили возросший спрос на физические версии игр. Множество игроков и раньше отдавали предпочтение дисковым версиям, а сейчас, когда выяснилось, что компании и издатели могут разом уйти с рынка и оставить покупателей «цифры» ни с чем, приоритет физических носителей стал как никогда очевиден. Диск никто не отберет, он всегда под рукой, да и на полочке коллекция с любимыми играми выглядит эстетично и радует глаз. К тому же купить диски по-прежнему проще, чем цифровые игры в другом регионе. Хотя официальных поставок нет, в магазины благодаря параллельному импорту продолжают завозить новые игры, пусть ассортимент и заметно сократился. В то же время посредники на «Авито» или Ozon предлагают ничем не уступающий выбор самых различных игр на физических носителях. Существуют сервисы, позволяющие заказывать игры самому из-за границы, если не хочется переплачивать и хватает терпения подождать.


Немного о будущем...

Невозможность приобрести игры в цифре прямыми, простыми и понятными способами. Скудный ассортимент на полках магазинов, множество самых разных посредников и барыг, готовых достать что угодно. Отсутствие официальных поставок консолей, аксессуаров и игр. О таком ли будущем мы мечтали? И, главное, изменится ли что-то в ближайшие годы? Думаю, ответ очевиден. Эта реальность с нами надолго. Когда-нибудь западные компании снова вернутся, заработают карты и вместе с ними цифровые площадки. Однако случится это, судя по всему, очень нескоро. А жить надо здесь и сейчас. Рынок изменился кардинальным образом, всех изменений мы можем еще не понимать или не осознавать. Да, лазейки для приобретения цифровых версий игр останутся. Возможно, появятся новые, более совершенные и удобные. Физические версии продолжат завозить по параллельному импорту, что-то получится заказать с «Али». Будут процветать посредники всех мастей, доставляющие из Европы и США консоли, аксессуары и коробочные версии игр, а также готовые помочь выгодно приобрести подписку или игру в цифровом магазине другого региона. Между тем, многочисленные ограничения способны активизировать развитие внутренних компаний и студий. Как пример, приведённая выше игровая платформа VK Play. Возможно, со временем за ней последуют и другие. Да, пока это лишь робкие шаги, но всё большое и хорошее часто начиналось с чего-то малого и невзрачного.


Игровой рынок в России таким, каким мы его знали последние годы, исчез. И, будем честны, едва ли он вернётся к привычным позициям в ближайшее время. Нас ожидает нечто принципиально новое, чего никто не мог даже совсем недавно вообразить. Стоит ожидать активизации российских разработчиков и разворот на восток, преимущественно в сторону Китая. Отсутствие возможности легально и простыми способами приобретать игры приведёт к значительному оттоку аудитории. Мы все ценим удобство, а сейчас именно с данным пунктом значительные проблемы. Кто-то готов переступить через себя и найти способы легально наслаждаться любимыми играми, но не каждый станет заморачиваться, особенно если под рукой есть другой, подходящий и доступный вариант.

Перечисленные изменения и ограничения затронули самым непосредственным образом и игровую журналистику. Все ресурсы, посвященные играм, переживают сейчас не лучшие времена. Отсутствие доходов с рекламы, невозможность получить цифровые коды для обзоров новых игр, потому что издатели прекратили работать с Россией, отток аудитории, возросшие расходы на содержание серверов и т.д. Игровая журналистика тоже со временем адаптируется и преобразуется во что-то иное. Какой она станет, пока неизвестно. Многое зависит от аудитории. А мы напоминаем, что читатели могут поддержать наш сайт любым удобным способом.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
108 комментариев, 57 829 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
TSwan — 04.10.2022 в 23:45
Металлический охотник за трофеями
35
А я вот стал еще больше играть.
Видимо, хочется хоть где-то позитивные эмоции получить)
Туркиш акк помогает неплохо + коллекцию на Свитч собирать до сих пор вполне можно, через Алик.
Единственное, онлайн скоро отлетит в ПС на основном акке, вот это такое себе)
LeromRei — 05.10.2022 в 01:15
Серебряный охотник за трофеями
28
Сообщение от TSwan
А я вот стал еще больше играть.
Видимо, хочется хоть где-то позитивные эмоции получить)
Аналогично, причем стал получать удовольствие от тех игр от которых плевался. И я не про треш всякий, просто понял, что зажрался, а сейчас ситуация в стране макнула в говно
grom51 — 04.10.2022 в 23:50
Деревянный охотник за трофеями
77
Как то моя жизнь за эти 7 месяцев или не изменилась или изменилась к лучшему. Пока как то от потуг Запада мне ни горячо ни холодно.
Даже без новых игр оказалось вполне комфортно живëтся, хз как там дальше но пока пусть в моëм личном случае но соня с еë позицией идëт лесом.
Умиляет позиция Запада нагнуть меня бургером и развлечением.
warhammer82 — 05.10.2022 в 00:54
X-rays
106
grom51, ты наверное очень редкий человек, в хорошем смысле этого слова, если у тебя на фоне творящегося урагана безумия и треша, в жизни не произошли "изменения", потому как затронуло ЭТО всех. На счет игр и бургеров, полностью согласен, дебильная концепция что это может вызвать "народный гнев", зато жизнь простым людям усложнили.
grom51 — 05.10.2022 в 11:58
Деревянный охотник за трофеями
59
warhammer82, может не редкий, а просто обычный..
HeatRayRU — 05.10.2022 в 00:03
Пластмассовый охотник за трофеями
35
Если сделать второй акк к примеру польским, то уходит на покупку игры на 1 минуту больше чем раньше, вообще не проблема. Карты пополнения продаются свободно.
Provisorus — 05.10.2022 в 00:18
Бронзовый охотник за трофеями
134
С возможностью покупать через турецкий аккаунт гейминг на Playstation для меня заиграл просто новыми красками - я наконец-то смог себе позволить покупать игры на старте (касается и инди и ААА-сегмента), чего не делал, наверное, уже лет пять. Но самое главное - я смог купить себе игры в которые давно хотел поиграть на ПС3 - распродажи оттуда исчезли, а покупать старые игры за баснословные деньги я также не мог себе позволить. Это, например, те же ДЛЦ для МГ: Ревендженс, Кастлы и Дракенгарда, игры серии Ателиер и многое другое. Да, я потерял возможность покупать физические копии с playasia и от NIS America, но чёрт побери, мир рушится, люди умирают, обойдусь пока и без этого. Что касается СОНИ, то я уже вряд ли когда то им прощу, то что по сути они у меня отобрали легально купленный мной контент - да-да, я про ДЛЦ и сизон пассы, которых я накупил целые кучи и в которые я не могу теперь играть. Никогда не забуду, когда ты звонишь в тех.поддержку и просишь помочь с ситуацией, а тебе прям в лицо цинично говорят: "ДА! ВЫ ВСЁ ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛИ - ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ПОИГРАТЬ В ОПЛАЧЕННЫЙ ВАМИ КОНТЕНТ!! ЭТО ПОЛИТИКА КОМПАНИИ!!!". И вообще я считаю, что пьяница Джимбо приведёт Сони к огромному провалу своими решениями, но это лично моё мнение...
LinaFlower — 05.10.2022 в 13:06
Все блондинки - паладинки
10
Provisorus, а можно поподробнее про DLC. Разве их заблокировали, если они были куплены в Store ?

Надо будет при случае свои DLC проверить. У меня их немного, но будет очень обидно потерять доступ к "A Woman’s Lot" (DLC к Kingdom Come Deliverance).
Provisorus — 05.10.2022 в 14:48
Бронзовый охотник за трофеями
27
LinaFlower, Смотри, допустим я купил диск с Nioh 2, потом была распродажа и там был на скидках сизон пасс к Nioh 2. Ты его покупаешь и соответственно у всех ДЛЦ к Nioh 2 пропадает цена и они становятся со статусом "бесплатно". Далее по идее ты должен их добавить на аккаунт за 0 руб, т.е. пока у них статус "бесплатно" и они не добавлены к тебе в библиотеку - они не твои (хотя по идее твоего в ПС Сторе ничего нет). Сейчас транзакции за 0 руб запрещены Сони и то есть все ДЛЦ что ты по сути купил себе на будущее и не успел добавить в библиотеку становятся недоступными.
Silent-hiller47 — 05.10.2022 в 18:52
Золотой охотник за трофеями
20
Provisorus, я думаю, там в любом случае должна проходить транзакция через сверку данных карты. А свифт у нас отключен. Поэтому что демки, что сезонники – в пролёте. На Ящике с этим, кстати, проблем нет.
BeaSt — 06.10.2022 в 07:15
Серебряный охотник за трофеями
20
Silent-hiller47, да у сони весь стор дырявый, чего стоят только фокусы с обновлением цифры до пс5 и покупка подписки. То игры у них в поиске не отображаются, то из библиотеки пропадают... Какие-то игры можно просто добавить в библиотеку, а какие-то надо проводить через корзину, какие-то допы качаются напрямую из стора, какие-то только из библиотеки, а какие-то из самой игры и всё в таком духе. А они вместо того, чтобы решать проблемы только ещё больше их усугубляют, навешивая сверху новые костыли или вообще забивая на них. Ситуация с ру-стором просто результат такого наплевательского отношения к своему же ПО.
У майков вообще всё отлично работает до сих пор и проблем с покупкой подписки почему-то нет, хоть и не у официалов, но и без диких наценок.
Silent-hiller47 — 06.10.2022 в 20:56
Золотой охотник за трофеями
10
BeaSt, да, кстати, теперь начинаешь понимать ценность Smart Delivery на XSX, когда игра с X1 сама обновляется до некст-ген версии безо всякого шаманства.
По стору PS4/5 сложно делать выводы в данный момент, учитывая ограничение его функционала в нашем регионе. Но по проблемам с вкладкой Библиотеки согласен. Много чего в неё нее попадает из купленного. Не говоря уж про исчезающие игры Плюса при активной подписки. Хотя от Плюса я почти год как отказался.
Stratege — 07.10.2022 в 12:19
База знаний
0
Сообщение от Silent-hiller47
теперь начинаешь понимать ценность Smart Delivery на XSX, когда игра с X1 сама обновляется до некст-ген версии безо всякого шаманства.
А вот лично я ненавижу этот Smart Delivery на XSX. Ибо это максимально неудобная и кривая система, за которую надо оторвать руки Microsoft. Мало того, что есть масса игр, которые нефига не обновляются через Smart Delivery, и хочешь версию для XSX покупай её по второму кругу как и на PS. Так ещё и сама идея с тем, что у тебя установленная игра для X1 сама обновляется до некст-ген версии без твоего желания бред. Вот стояла у меня игра на внешнем диске, а сегодня я уже не могу играть в неё потому, что она сволочь такая хочет, чтобы её перенесли во внутреннюю память системы. При этом там улучшения минимальные. Нет. Наверное если бы карты памяти для Xbox стояли адекватные деньги, я бы не ругался, но когда у тебя SSD для Xbox Series стоит как этот самый Xbox Series, то выглядит всё очень грустно.

Система была бы нормально если бы оставили выбор версии, но нет они сделали всё максимально дебильно и неудобно. Точно также и как максимально дебильно и неудобно сделана функция Quick Resume, которая почти во всех играх, где требует соединение с сервером приводит к тому, что тебя гоняют лишний круг загрузки. Но тут хотя бы есть возможность отключить её ручками, правда для каждой игры это надо делать самому, почему блин нельзя было дать такую возможность разработчиками? В общем у MS идей хороших много, но реализация зачастую страдает.
Silent-hiller47 — 07.10.2022 в 18:26
Золотой охотник за трофеями
10
Stratege, всё субъективно. Лично я в этом не вижу проблемы. Благо перемещение и копирование сделаны весьма удобно. Хотя принцип установки игр с диска на XSX всё ещё оставляет желать лучшего в плане скорости, как и на предыдущем Х1.
Насчёт quick resume. Можно же элементарно закрыть игру. Тем не менее, юзал qr больше ради интереса. Не такие уж сейчас гигантские опенинги у игр, чтобы боготворить qr, имхо.
phoen — 05.10.2022 в 00:24
Металлический охотник за трофеями
30
Кому надо тот найдет выход) Я лично на ps3 с удовольствием перешел, как раз все покупки потихоньку выбиваю.
Karim — 05.10.2022 в 00:47
Золотой охотник за трофеями
27
А я люблю только коробки. Игры в коробках и цифра мне не нужна. Потому не имею турецкого аккаунта. А вот. DLC ПОКУПАТЬ ХОЧЕТСЯ, но ру ПСН умер. Печаль беда. И PS Plus заканчивается 1 ноября. А там столько игр ещё непройденных...вот это вот серьёзная потеря. А диски можно везде достать.

Короче хочу дополнения и PSPlus....
mrDimon — 05.10.2022 в 19:27
V8 Power
10
Karim, Так покупай дополнения с другого акка, они ж без проблем потом работают с основного, в большинстве случаев.
Karim — 05.10.2022 в 19:41
Золотой охотник за трофеями
10
mrDimon, блин все эти турецкие подписки, деньги, перевод не моё. Мне проще ру акааунт и рубли, чем эта хрень с лирами.
mrDimon — 05.10.2022 в 20:12
V8 Power
16
Karim, Ну заведи британский акк, нет там хрени никакой, купил карту оплаты и вперёд, а нынешний курс вполне располагает с точки зрения стоимости. Ты же понимаешь что иначе на ру акке и за рубли сейчас ничего не купить и в перспективе тоже.
Karim — 05.10.2022 в 20:32
Золотой охотник за трофеями
0
mrDimon, ок. А как мне скачать те же допы которые я покупал на игры в ру аккаунте. Деньги то потрачены, а скачать не могу.
А британский акааунт и карты гле я возьму. Плюс не факт что подойдут допы и ьудет русский язык.
mrDimon — 06.10.2022 в 09:16
V8 Power
0
Karim, На плати и игрошопе возьмёшь. Русский там будет, тк регион один, насчёт не факт что подойдут, имеется такая вероятность, но тут либо так, либо вообще никак.
LinaFlower — 06.10.2022 в 11:36
Все блондинки - паладинки
20
mrDimon, британский Store - самый дорогой . Если не хочется заморочек с Турцией, то лучший вариант - Польша.
LeromRei — 05.10.2022 в 01:09
Серебряный охотник за трофеями
15
Сообщение от vio-deni
но активизировались посредники и барыги, готовые с наценкой достать практически любую игру
Ага, и имя им официальные ретейлеры, м.видео, днс и прочие акиты. Зачастую у обычных работяг с небольшой точкой или вообще с профилем на авито игры могут быть дешевле на 20-30%
VOLcOM — 05.10.2022 в 01:26
IBlooDwinGI
38
Даже если и вернётся всё на круги своя, на ру акк я уже естественно не вернусь. Туркишь очень выручает, да и теперь как мажор могу себе позволить всякие премиум и делюкс эдишн))
BeaSt — 05.10.2022 в 07:33
Серебряный охотник за трофеями
47
Сообщение от tshadrin
разработчикам и платформодержателям мы должны помогать рублем, покупая игры на релизе
Откуда вообще это взялось, что мы им что-то должны? )) Это они нам должны, потому что мы им платим. Поэтому кто как хочет, пусть так и покупает. Проблемы и тренды индустрия сама себе создаёт, наши деньги тут погоды не играют. Сколько ни покупай сингловые проекты на старте, а основную прибыль всё равно приносят ммо-дрочильни и донатные мобилки.
Так что покупаем с чистой совестью игры по скидкам 60% в Турции за копейки и спим спокойно ) А уж если очень захочется сыграть, то за фуллпрайс игру всегда можно купить, не обязательно брать на старте и чтобы она потом полгода лежала без дела.
Ripto — 05.10.2022 в 12:24
Честь в сердце, а не в имени.
35
Yokushiro, К выше отписавшимся людям, хочу ещё добавить Riot Games, которые "формально" перестали вести каналы на ру сегменте и закрыли комменты, однако LoR, LoL, TFT и Valorant продолжают поддерживать, более того, выходят новые персонажи и их озвучивают полностью на русский язык, после начала этих событий не было доступно пополнение внутриигрового магазина и валюты, а спустя 2 недели или месяц, добавили поддержку Qiwi денег. Так что эти ребята тоже не отвернулись от нас.(Хоть и их папаня Tencent).
В первую очередь наше коммьюнити состоит из всего СНГ, выстрелили в одного, считай выстрелили во всех геймеров нашего сообщества.



P.S. Кстати да, по поводу геншина не могу говорить, но вроде как у михуё тоже есть какие-то способы оплаты, поправьте меня если ошибаюсь.
Yokushiro — 05.10.2022 в 12:27
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
10
Сообщение от Ripto
Кстати да, по поводу геншина не могу говорить, но вроде как у михуё тоже есть какие-то способы оплаты, поправьте меня если ошибаюсь.
Есть с переменным успехом) Там то появляется, то исчезает возможность оплаты с помощью киви.
Ripto — 05.10.2022 в 12:33
Честь в сердце, а не в имени.
0
Yokushiro, Какие-то очень ненадежные и неоднозначные ребята из михуё. Видать пытаются сидеть на двух стульях.
Provisorus — 05.10.2022 в 13:55
Бронзовый охотник за трофеями
10
Ripto, А можно ли как то купить внутриигровую валюту в Wild Rift? Или невозможно из-за Apple?
Ripto — 05.10.2022 в 14:18
Честь в сердце, а не в имени.
0
Provisorus, Честно не подскажу, но если вы играете на iOS, то да, там вроде как Apple всеми микротранзакциями занимается, на андроидах это ГуглМаркет или как-то так вроде. Я просто с пк играю, на пк все работает как часы.(ну с киви так точно) Если я не ошибаюсь, вайлд рифт и остальные игры Ритосов, вроде как на консолях до конца года выйдут.
Yokushiro — 05.10.2022 в 11:49
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
22
Сообщение от tshadrin
про нинтендо не в курсе
Кстати, могу подтвердить, выполняют. По прежнему могут принять в ремонт коны/консоль, если они на гарантии. Более того вам скажу немного внутренней инфы, ни один сотрудник ру-офиса Нинтендо не был уволен (и даже еще немного расширяется штат), а все промо-материалы до сих пор переводятся и публикуются на русском на сайте Нинтендо.
Lukash — 05.10.2022 в 12:22
Бронзовый охотник за трофеями
10
tshadrin, весь купленый мной контент работает, турецкий аккаунт не создавал, свитч не прошивал. Особых неудобств не испытываю, так как игр накуплено на годы вперед.
Lukash — 05.10.2022 в 13:56
Бронзовый охотник за трофеями
10
tshadrin, играю на PS5 и Switch'е. Понадобится что-то купить - куплю на диске/картридже. Подписки и до этого не покупал.
Всё что в цифре куплено раньше - работает. Но на всякий случай скачал всё на жд.
Kurobe — 05.10.2022 в 04:31
Бронзовый охотник за трофеями
65
Хз у меня чот столько всего накуплено было, что можно спокойно ещё годик проходить на старушке-прошке. ))
С новыми конечно печаль, но когда мы новые на старте брали, если это не был экз от Сони?

Сейчас конечно видно что кому война, а кому мать родна- на сайтах ценники на всякие дисковые новинки любого качества стоят около 5 тыщ, но заметил что и покупательский спрос не велик- уже буквально через месяц цены проседают процентов на 20.
То же самое и с пятёрками- раньше днем с огнем не сыскать, а сейчас во многих магазинах на полках лежат- и ннннафиг никому не сдались.
Так что в нашем деле главное- включить режим ждуна и не ссать )
Перезимуем, no pasaran.


LinaFlower — 05.10.2022 в 09:08
Все блондинки - паладинки
20
Kurobe, PS5 не было в магазинах по 50 тыс, а сейчас есть, но по 70-80 тысяч. Проклятые спекулянты.
nitemare — 05.10.2022 в 07:01
Бумажный охотник за трофеями
19
Запретят покупать, начнем пиратить. А чёбы и нет? Совесть не замучает.
LinaFlower — 05.10.2022 в 09:10
Все блондинки - паладинки
10
nitemare, на современных консолях (кроме Свича) нет пиратства, а игровой ПК есть далеко не у всех.
nitemare — 05.10.2022 в 09:49
Бумажный охотник за трофеями
38
LinaFlower, играть захочешь, всегда найдешь способ. Это сейчас геймеры изнежились, а раньше в 90-е как только не изгалялись. Так что главное не унывать, живы будем - не помрем.
Yokushiro — 05.10.2022 в 11:29
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
19
Сообщение от nitemare
раньше в 90-е как только не изгалялись
Вот и надеялся, что уже никогда не придется больше изголяться, настала эпоха комфортного и естественного использования вещей и технологий...а нет, опять вышли на новый круг.
nitemare — 05.10.2022 в 12:34
Бумажный охотник за трофеями
0
Yokushiro, история движется по спирали.
LukePerry — 05.10.2022 в 07:17
Бумажный охотник за трофеями
26
Для покупки игр достаточно научиться одному - пользоваться криптой. А дальше - спасибо Плэйазии за прямую доставку в Россию. Кому надо в цифре, ещё проще. Лично я игры стал покупать больше, особенно поначалу (закупиться впрок, пока окончательно доставку не перекрыли), плюс дешевле, чем это делал раньше. На данный момент с текущем уровнем курса и актуальными санкциями (лимит на электронику в Европе - 750 евро), проблем с играми вообще никаких нет. Есть некоторые нюансы (ожидание доставки, например).
ilya1281 — 05.10.2022 в 11:02
Деревянный охотник за трофеями
0
LukePerry, Уметь бы пользоваться криптой... А это легально в России сейчас? (крипта)
LukePerry — 05.10.2022 в 21:40
Бумажный охотник за трофеями
0
ilya1281, не запрещено, но и не разрешено. Напрямую на бирже не купить, только р2р или через обменники (тот же р2р, по сути). Есть шанс, что банк заблочит счёт, придётся с этим банком распрощаться. Лично я покупаю, переводя деньги с Киви.
ilya1281 — 06.10.2022 в 07:45
Деревянный охотник за трофеями
0
LukePerry, неужели нельзя сделать это официально? пришел в банк, поменял рубли на крипту или онлайн...
Marlenus — 05.10.2022 в 10:55
Бронзовый охотник за трофеями
20
Грустно всё это, кто бы как ни бодрился… хотя турецкая альтернатива, конечно, здорово выручает. А вот переиздание TLoU для ps5 я взял на диске из… Арабских Эмиратов (!!!), но с русской озвучкой. Сюр, конечно.
Tvoroyri — 06.10.2022 в 01:55
Бумажный охотник за трофеями
9
grom51, Потому что, если у вас причинно следственная связь отсутствует напрочь, попробую объяснить простым языком.
На «геймпаде» ночью 24 февраля на старт нажал один человек и запустил эту «Роскомнадзор». После этого, жизни многих людей либо оборвались, либо перевернулись на 180 градусов. И именно за эти действия идёт расплата.
Можно наверное много говорить о праведности и высоких целях. Но факт остаётся фактом.
Но для вас, это все «белый шум».
grom51 — 06.10.2022 в 07:54
Деревянный охотник за трофеями
60
Сообщение от Tvoroyri
grom51, Потому что, если у вас причинно следственная связь отсутствует напрочь, попробую объяснить простым языком.
На «геймпаде» ночью 24 февраля на старт нажал один человек и запустил эту «Роскомнадзор». После этого, жизни многих людей либо оборвались, либо перевернулись на 180 градусов. И именно за эти действия идёт расплата.
Можно наверное много говорить о праведности и высоких целях. Но факт остаётся фактом.
Но для вас, это все «белый шум».
Хорошо если бы в мире причинно следственная связь определялась и сводилась к объяснению таким простым языком, увы это даже близко не так.
Но это политота которую смысла обсуждать здесь просто нет.
Yokushiro — 05.10.2022 в 11:27
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
68
Для меня лично крах всего наступил в период нового расцвета моего творчества. Со мной снова начала официально сотрудничать Нинтендо в конце ноября прошлого года, мой канал заиграл новыми красками. У меня появилась мотивация вновь вернуться к формату видео и делать обзоры. Один из них даже был опубликован на этом сайте.

Но счастье продлилось не долго, всего несколько месяцев...

Мне казалось, что началась светлая полоса, ведь в январе я нашел хорошую, высокооплачиваемую работу, занимался любимым делом и казалось, что все дороги мне наконец то открыты. Впереди меня ожидал прокачанный профиль ПСН и еще больше партнерских отношений, можно сказать, я потихоньку вкатывался в игровую журналистику.

Но нет, через 2 месяца уже все закончилось. Нас отрезали от всего мира. Я был разбит...разбит и сейчас. И теперь от меня отваливаются только новые кусочки. Теперь я был вынужден лишиться не только партнерки с нинтендо, но и той самой работы, которую нашел. Этот год для меня начался с максимального взлета в моей жизни, а закончится, похоже, максимальным падением...

Меня до сих пор коробит, что я не могу теперь оформить предзаказ, получить какие то дополнительные ништяки или даже просто сделать покупку в цифровом магазине. Я один из те людей, которые остались верну своим убеждениям. Я не создавал других аккаунтов, я хочу поддерживать СВОЙ, российский ПСН-аккаунт. Я и не знаю, как мне продлить на нем плюс теперь, когда он кончится в декабре.

Я не считаю происходящее правильным. Я хочу иметь возможность покупать новинки как раньше, жить как раньше и заниматься любимым делом. Вокруг индустрии развлечений, можно сказать, я и выстроил свою жизнь, а теперь она сильно ограничена в возможностях. Мне не нравится сама концепция того, что теперь, благодаря решениям одного не самого дальновидного человека, я должен выдумывать как делать абсолютно естественные для каждого человека вещи - иметь возможность совершать покупки и удовлетворять потребности.

Всё, чего мы достигли своим рынком, все экономические и партнерские отношения в индустрии - все летит в пропасть. Относительно индустрии, возвращаемся в отвратительное время начала нулевых, где рулят серый импорт и пиратство.

Я много лет поддерживал рублем игровые проекты всех трех гигантов индустрии, и видеть то что происходит сейчас - мне больно и не приятно. Когда весь мир уже играет, мы чего то ждем...опять.
LinaFlower — 05.10.2022 в 13:37
Все блондинки - паладинки
64
Yokushiro, возможно весь мир играет, но не дай Бог вам получить такие платежи за квартплату, которые должны оплачивать жители моей и нескольких соседних стран.
RodrigoNogueira — 05.10.2022 в 17:37
Деревянный охотник за трофеями
20
LinaFlower, можно подробнее про «платежи за квартплату» и вашу страну? так для общего развития
Karim — 05.10.2022 в 16:47
Золотой охотник за трофеями
10
Yokushiro, ну, была одна работа, найдётся другая. Главное не падать духом и искать. На игровой индустрии жизнь не встала))
zloiqwebeck — 05.10.2022 в 18:13
Серебряный охотник за трофеями
30
Karim, он приравнял жизнь к игровой индустрии
ColinsTwiker — 05.10.2022 в 11:30
Серебряный охотник за трофеями
20
Очень актуальная статья, но честно, не в обиду автору, написано без фанатизма. Все описанные проблемы и реалии мы понимаем, я думал тут будет глубокая аналитика рынка с графиками и таблицами. А на деле, есть барыги и закрытые сервисы, что будет? Будут барыги и закрытые сервисы будут закрытыми надолго)
Я же сам закрываю гештальт старых, недобитых игр на пс3. Эти самые игры приобретаю либо на Авито за демократичную цену, либо беру у местных сетей б/у магазинчиков. На пс5 для всех новых, выходящих и других игр есть святой гафук.
Мои же близкие друзья в основном перешли на xbox. Удобно оформить голд на год за 2к рублей и играть сразу в кучу игр и не париться. Я их прекрасно понимаю, это сейчас в купе с высокими ценами на комплектующие пк, выглядит как наиболее верный и экономный выбор.
zloiqwebeck — 05.10.2022 в 11:37
Серебряный охотник за трофеями
75
я лишь окончательно убедился что пс4 моя последняя консоль. sekiro, spiderman, desperados3, dmc5 эти игры пройду на платину и все
Ripto — 05.10.2022 в 12:31
Честь в сердце, а не в имени.
20
zloiqwebeck, Прохожу сейчас дмк5, остался последний штрих (пройти Ад и Ад на S ранг все миссии)...Эта игра ломает тебя похлеще чем хэ ком 2 или секира...(ментально надругается над игроком) Хотя тебе это точно под силам, раз вульф 2 прошёл.

P.S. А как же новые игры, которые не вышли на пастген? По типу там Рыцари Готэма и другие игры?)
zloiqwebeck — 05.10.2022 в 13:47
Серебряный охотник за трофеями
10
Ripto, слэшер скиловый жанр, легкой прогулки ваще не жду, да и опыта в них мало у меня.
по поводу последней консоли наверное погорячился, возможно через 4-5 лет передумаю, но не раньше, пусть в мире все гавно опустится на дно, а там может и интерес проснется с новой силы. да и с моей скоростью прохождения, этих игр на пс4 мне еще на пару лет хватит.
пс удачи в платине в дмс она тебе пригодится)))))
Ripto — 05.10.2022 в 14:23
Честь в сердце, а не в имени.
10
zloiqwebeck, Спасибо большое, да, удача мне бы не помешала.

А то геймпад уже летал пару раз в стенку.
zloiqwebeck — 05.10.2022 в 14:35
Серебряный охотник за трофеями
30
Ripto, ох уж эти летающие геймпады
LinaFlower — 05.10.2022 в 13:25
Все блондинки - паладинки
50
zloiqwebeck, я уже после объявления официальной цены на PS 5 в 500 евро поняла, что PS4 - моя последняя консоль.
zloiqwebeck — 05.10.2022 в 13:59
Серебряный охотник за трофеями
9
LinaFlower, четверка столько же вроде стояла или 400. мне лично еще не хочется искать эту консоль у всяких людей, какие то авито, маркетплейсы и тд. ну и не такой фанат игр я, любитель да, хобби интересное, посмотреть пообщаться посоревноваться (ну ну) с людьми которые действительно профи и большие поклонники этой культуры мне очень интересно, но переплачивать, преодолевать какие трудности ради покупки консоли или игр мне не хочется.
пс блин, надо было тебе минус поставить
LinaFlower — 05.10.2022 в 14:10
Все блондинки - паладинки
10
Сообщение от zloiqwebeck
LinaFlower, четверка столько же вроде стояла или 400. мне лично еще не хочется искать эту консоль у всяких людей, какие то авито, маркетплейсы и тд. ну и не такой фанат игр я, любитель да, хобби интересное, посмотреть пообщаться посоревноваться (ну ну) с людьми которые действительно профи и большие поклонники этой культуры мне очень интересно, но переплачивать, преодолевать какие трудности ради покупки консоли или игр мне не хочется.
пс блин, надо было тебе минус поставить
Моя PS4 Pro была куплена на скидках в магазине за 24 тысячи, если перевести в рубли (тогда это было где-то 370-380 евро). Слимка вообще 300 стоила. Я тоже скорее любитель, чем фанатка видеоигр. Тем более, что сейчас в западных играх куда не плюнь, то везде "ценности нового мира", а японские игры я никогда особо не любила.
Karim — 05.10.2022 в 16:49
Золотой охотник за трофеями
0
LinaFlower, ну 500 евро это не так уж и дорого. Вот народ по 1000 баксов смартфонв берет и пользуется пару лет, после меняют. А консоль с тобой, если все хорошо будет, то до конца поколения, а то и после пробудет. Комп хороший дороже собрать будет.

Единственное, теперь игры придётся не на двоих, а на троих покупать
zloiqwebeck — 05.10.2022 в 17:20
Серебряный охотник за трофеями
10
Karim, если бы народ брал за косарь телефоны, то думаю такого разделения мнений в обществе как сейчас не было бы, тут скорее какая то часть народа
Karim — 05.10.2022 в 17:58
Золотой охотник за трофеями
10
zloiqwebeck, ну я и не говорю что все. Большинство берет.
LinaFlower — 05.10.2022 в 17:25
Все блондинки - паладинки
0
Karim, мне страшно представить сколько сейчас стоит компьютер хотя бы уровня PS 4 Pro для HD гейминга.
Про Ps 5 даже говорить не стоит.
Karim — 05.10.2022 в 17:58
Золотой охотник за трофеями
20
LinaFlower, так я и говорю, проще PS5 купить.
OxOx86 — 05.10.2022 в 11:55
Деревянный охотник за трофеями
30
Местный рынок как правило всегда адаптируется под любые реалии для своего существования. В девяностые были свои пути для получения игр. За последние десять лёт конечно игровой рынок сильно изменился, и мы как его часть так же изменились и привыкли к устоявшемся правилам. Но жизнь меняет правила игры и нам так же приходится адаптироваться под новые реалии. Это и не хорошо, и не плохо, это просто есть.Кто то ищет новые пути, кто-то оставляет как есть.
Makishima — 05.10.2022 в 12:22
Серебряный охотник за трофеями
29
После Элдена вообще хайпа не было от новых игр в этом году. Даже Кирби Forgotten Land не втащил. Ощущение, что куда-то радость от новых игр ушла.

Играю в основном на плойке 5 и свич олед. Есть еще другие консоли разные. Но там почти не играю. С приблизительно мая месяца этого года куда-то желание играть много пропало. Возможно причина была в том, что я знал, что в конце июня у меня кончается пс плюс, ну и ппц коробило. Привык играть онлайн - это мое основное занятие на пс5 и свиче. У меня куча сингловых игр и в принципе могу спокойно пережить трудности с получением новых релизов, играть до самой пенсии есть во что, причем самые качающие игры собраны, можно долго залипать. Но я любил играть по сетке. А теперь без плюса на русском акке - чет тоскливо. Турецкий или там Британский - это не то. Лояльность подточена. Столько лет игровой активности просто нивелировались действиями этого года. Нинка попроще - там есть способы быстрее получить подписку. И вообще голь на выдумки хитра и по идее обходных методов куча. Но для себя решил, что блин хорошо что с конца 2020 года перешел на физ игры на консолях полностью. Слишком много очень коробящих вещей. Какие-то костыли. Это не холуйство - мол, "ох я привык одним пальцем все делать, а щас два пальца приходится юзать" - это другая тема. Привычный распорядок и то, что с годами улучшалось и упрощалось (экосистемы Сони и Нинки) - для России резко обнулилось и стало отрезано. Как будто прогресса не было вообще. Это вырывает из привычной среды и просто делает сам процесс игры неприятным слегка - ты чувствуешь себя не в своей тарелке. Ну просто играешь по инерции, без такого удовольствия, как раньше. Когда Элден (играл на 5ке) вышел - как один из последних примеров удовольствия от новой игры. С тех пор тонна крутых проектов вышла. Но эти костыли подпортили кайф.

В будущем придется привыкнуть к новому. В принципе есть рядом со мной торговые точки видеоигр, которые работают так же, как и раньше. И новые игры там с месяц назад как стали завозить. Но просто онлайн все коробит. И еще коробит ситуация с платформодержателями и их "заморозкой" активности в РФ. И вообще как-то все сбилось. Ритм обычный нарушен. Видеоигры - часть ритма жизни. Если играется без кайфа - зачем они вообще в ритме жизни нужны.

P.S. - блин как же ломает эту Турцию делать. Или Британию. Короче - это же целый этап в 11 лет просто снести и новый пс-акк начать. Сколько плюс игр полетят =)) А я ведь во всех них сыграть хотел потом на пенсии. Думаю короче прочекать что за игры в подписке плюса самой максимальной - если там есть хотя бы 60% игрушек с пс3 или пс виты плюса (которые я хотел когда-то пройти). То перейду. Если там их нет, то не знаю короче. Буду искать русские продления плюсов.
LinaFlower — 05.10.2022 в 13:15
Все блондинки - паладинки
30
Makishima, извини, но ерунду в конце написал. Ничто не мешает завести аккаунт другой страны (ради покупки новых игр или подписки PS Plus Extra), но при этом выбивать трофеи на старый (основной) русский или у тебя нет других игр, кроме тех которые раздавали в PS Plus ?

У меня формально британский аккаунт, но он был заведен только ради того, чтобы давным-давно использовать недельный бесплатный период PS Now. А все игры покупала только на дисках или в русском Store.

Makishima — 05.10.2022 в 14:04
Серебряный охотник за трофеями
9
Сообщение от LinaFlower
Ничто не мешает завести аккаунт другой страны (ради покупки новых игр или подписки PS Plus Extra), но при этом выбивать трофеи на старый (основной) русский или у тебя нет других игр, кроме тех которые раздавали в PS Plus ?
Мешает. Мне мешает. Смотри логику - мне надо сделать какой-то турецкий аккаунт ОСНОВНЫМ (вместо моего родного русского) для консоли. Это же БРЕД. Для меня это как предательство. 11 лет пс плюс на русском аккаунте подписка была. И тут менять ее на какую-то Турцию, которая хз что дальше будет, уже задницей к России повернулась. Зачем мне это нужно?
Сообщение от LinaFlower
или у тебя нет других игр, кроме тех которые раздавали в PS Plus ?
У меня тьма игр в цифре и физе куплена. В раз 5 больше, чем с плюса брал (дубли которые куплены в релиз - вечно в плюсе, так что последние 3 года нечего было брать вообще в плюсе). Я лелеял мечту сыграть как будет время в игры на пс3 с плюса итп. Вита-игры, которые я бы в жизни не купил. Всякие инди, которые я не покупаю почти, а в плюсе беру, либо на свич покупаю. Для меня это как бы шайка отдельная. Там скажем 350+ игр в цифре куплены (не считая длц), ну и где-то 150+ всякой индюшки с плюса. Например в релиз пс4 в 13 году раздавали Contrast и Resogun на пс4. И Outlast как раз портанули на пс4 - тоже раздавали в релиз пс4. Короче куча игр, котоыре я вообще не куплю в жизни. Типа Stick it to the Rope итп. Я их просто добавлял в коллекцию плюса и играл только в купленные. Это как отобрать то что подарил. Демонс Соулс с плюса на пс3, Shadow of the Collossus с плюса на пс3 итп. Даже Deus Ex Human Revolution я теперь не могу скатать на свою пс3 (пофиг, что я пс3 слим не врубал года 3-4 уже, но она в идеале стоит, раз в 2-3 месяца я все свои консоли и игры привозу в порядок в своем геймерском уголке).

- - - Добавлено - - -

Сообщение от BeaSt
Да, наценка конская, но прикинь по количеству игр и уже сам посчитай, стоит ли оно того
Да блин даже если стоит - беда в том, что я не буду играть все равно. Времени мало на игры. Просто было как привычка - плюс на RU акке, копишь мелочь бесплатную.

Жаль что по ходу придется на Турцию перейти и вправду, этап прошел, пора забить на прошлое

- - - Добавлено - - -

Сообщение от LinaFlower
У меня формально британский аккаунт, но он был заведен только ради того, чтобы давным-давно использовать недельный бесплатный период PS Now. А все игры покупала только на дисках или в русском Store.
если что извини если вдруг что-то показалось на эмоциях грубовато в предыдущем ответе. Просто это как взяли и плюшевую игрушку из детства отняли. Которая просто лежала и радовала глаз. А играть ты в нее не играл все равно.
LinaFlower — 05.10.2022 в 14:13
Все блондинки - паладинки
20
Сообщение от Makishima
Просто это как взяли и плюшевую игрушку из детства отняли. Которая просто лежала и радовала глаз. А играть ты в нее не играл все равно.
Надо же какое интересное сравнение. Если не знал, то я-коллекционер мягких игрушек. У меня дома их точно больше 200, а может уже и около 300.
Makishima — 05.10.2022 в 14:26
Серебряный охотник за трофеями
10
LinaFlower, круто я ничего такого не коллекционирую особо. Игры разве что. Ну и комиксов там есть некоторое количество. Марки в детстве были и фишки. Ну они и щас есть, просто лежат где-то. Ппц конечно. 200-300 игрушек! Это ж надо. Я б посмотрел на такое =)
LinaFlower — 05.10.2022 в 17:35
Все блондинки - паладинки
20
Makishima, чего я только не собирала. Марки тоже, причём не так давно, до ковида.
С тех пор альбом стоит на полке, может быть вернусь когда-нибудь к ним.

Игрушек могло быть гораздо больше, но я - "ленивый" коллекционер, покупаю только то, что нравится и можно купить в обычных магазинах. Без интернет-покупок и за пределами родного города я тоже никогда не была. Иногда сестра привозила игрушки из России (она там была, я - нет), но большая часть куплена именно в Клайпеде.
Makishima — 05.10.2022 в 14:11
Серебряный охотник за трофеями
10
Сообщение от LinaFlower
А все игры покупала только на дисках
Я вот тоже периодами покупал онли физ - примерно с 2011 по 2013й физ только, на виту только физ (с 12 по 14гг), ну и с 2020 года на свич и пс4/пс5 тоже опять на физ перешел. И короче для себя сделал вывод, что все новые релизы буду брать только в физе. Цифра может и надежна, но гемор если вдруг че заблокируют - он снижает на полный ноль мое желание покупать в цифре. Например я хочу взять кучу крутой индюшки на свич в цифре. Но я не могу это сделать на свой основной акк. Это бесит. Тонна классных игр еще не куплена на свечку. Есть прям классные игрушки. И ведь в физе их нет на свиче. Только на пс4 в физе выходили. А ведь хочется именно в этих индюшки играть на свиче, в портативе. Так как графон вообще без разницы, одинаковый что на пс4, что на свиче. Так зачем брать диск индюшки на пс4? Тем более я там не могу вообще усидеть за инди. Вот свич другое дело. Короче понастроили тупых призрачных барьеров и усложнили жизнь геймерам.
BeaSt — 05.10.2022 в 13:56
Серебряный охотник за трофеями
10
Сообщение от Makishima
это же целый этап в 11 лет просто снести и новый пс-акк начать.
Да нет же, доп аккаунт просто будет для покупки, а играешь дальше на основном. Игры из плюса конечно жалко, если вообще не играл, но пока ещё есть возможность, то возьми плюс у перекупов или пополнение кошелька и закрывай этот бэклог хоть весь год. Да, наценка конская, но прикинь по количеству игр и уже сам посчитай, стоит ли оно того. Много чего есть в премиум-подписке, например. Да и цены в Турции такие, что по скидке может выйдет дешевле закупиться всем необходимым, чем морочить голову с ру-плюсом )
Rasco — 05.10.2022 в 13:26
Бронзовый охотник за трофеями
58
Ну приятного от происходящего определенно мало, особенно учитывая тенденции развития общей ситуации. В бытовом плане меня происходящие события тоже коснулись, да еще и на несколько тысяч долларов под шумок кинули люди из всем известной соседней страны, видимо перед ними я тоже чем-то провинился. В плане отношения к простым обывателям со стороны компаний я никогда иллюзий не питал, так что тут каких-то откровений для себя не нашел. С играми, конкретно для меня, ситуация стала только лучше. С криптой я работал задолго до произошедшего, так что перекатиться на обходные пути для покупки игр проблемой для меня не было. Учитывая цены в турецком регионе, я натурально забил аккаунт играми, большую часть из которых хотел попробовать, но было жалко тратить по 3-4 тысячи рублей за штуку. Из-за летних колебаний курса закупился на алиэкспрессе, так что теперь у меня есть китайский Dualsence за 3.5 тысячи, а недавно старшей дочке приехал Свич Олед, ну и чип к нему заодно. Мир изменился, будем приспосабливаться к новым реалиям, что поделать.